О блоге

Блог посвящается памяти моего отца

По национальности я русская, мой первый муж – кубинец, второй – азербайджанец.

Мои дети,  соответственно – имеют по половинке и той, и другой крови. Все мы живем – в Молдове. Здесь я родилась и выросла. Здесь всю жизнь работала, здесь вышла на пенсию.

Мои родители – родом из России и, в бытность, когда наша общая страна называлась – Советский Союз, они приехали в Молдову по распределению, после окончания моим отцом Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева. 

Мама моя, тоже училась в этой Академии, но поскольку была на три года младше моего отца и учебу свою начала позже, то вместе с отцом она приехала в Молдову и продолжила свою учебу в Кишиневском Университете. Потом она всю жизнь проработала учительницей в школе, учила детей биологии и химии.

Отец мой, от простого агронома прошел путь до Заместителя Председателя Госплана республики по сельскому хозяйству. Что в те времена означала эта должность, и какими полномочиями, и какой ответственностью она наделяла человека, который ее занимал, я знаю не понаслышке.  

Те, кто помнит, каким было наше государство в пятидесятые годы, и каким оно стало за 45 лет советской власти, даже не догадывается, каких усилий и каких средств это стоило. Не только тем, кто здесь жил и работал, но и тем, кто жил в других республиках и чьи средства направлялись сюда, в Молдавию, чтобы помочь ей выйти на достойный уровень и дать ее гражданам жить по - человечески.

В рамках союзного государства наша республика имела право на получение дотаций на свое развитие из общего бюджета страны. Бюджет разрабатывался на пятилетний период, и от того, кто лучше умел аргументировать свои требования, как представитель своей республики, тот и получал для нее дотацию больше, чем другие республики Союза.

Моему отцу всегда удавалось получить для республики намного больше других. Его дар убеждения и профессиональные качества в Госплане Союза вызывали восхищение. Об этом я узнала от тех, кто там работал, и с кем мне удалось пообщаться в то время, когда мой отец находился на излечении в Онкоинституте им. Блохина в Москве, а я училась в МГУ.

Доказательством патриотизма моего отца, его приверженности Молдове, для меня послужило и то, что даже с таким диагнозом (рак) и с теми последствиями, которые вызвала болезнь (инвалидность 1группы!), мой отец продолжал работать до последнего дня, перенеся 8 операций и каждый раз, возвращаясь в строй.

И даже тогда, когда он получил направление на работу в Госплан Союза, что было большим повышением по службе, он не поехал лишь потому, что хотел сделать для Молдовы все, что только мог.

Именно тогда, я, еще совсем зеленая девчонка, студентка ВУЗа, увидела своего отца совсем другими глазами, не просто как дочь, и поняла, какого человека теряет наша страна.

Мой отец, будучи еще студентом, 20-ти лет от роду, был инвалидом Великой Отечественной,  совсем юным инвалидом, что не помешало ему стать тем, кем он стал – трудягой, вложившим все свои силы в то, чтобы дом, в котором он жил, и в котором растил своих детей, стал богаче и лучше.  И домом этим для него стала Молдова, хотя он сам был родом из Курской области.

Мой отец покинул нас в 50лет. Можно сказать, совсем молодым он ушел из этой жизни.  Я, его дочь, сейчас уже старше его на 7лет. И все, что связано с моим отцом и с тем, сколько сил он вложил в развитие Молдовы, чтобы она стала такой, какой стала – процветающей и богатой, мне не нужно искать на страницах истории или складывать в виде пазлов из рассказов других людей. Я помню и знаю об этом гораздо больше любого человека.  Знаю изнутри.

Тем более мне больно от того, что все достижения, которые стоили таких титанических усилий целому поколению молдаван и других народов, входящих в состав большого государства, тех, кто и по сегодняшний день живет на территории молдавского государства, но не является молдаванином, зачеркнуты.

В этом я вижу надругательство над памятью моего отца и всех, кто так же, как он не жалел своих сил, своего здоровья, для того, чтобы их дети и внуки жили счастливо, и им не пришлось бы пережить то, что пришлось пережить поколению моих родителей.  Не пришлось искать угол, куда бы уехать, чтобы начинать жизнь заново.

А что мы видим сейчас?

Как - будто, ничего этого не было.

Хотя доказательством моих слов служат не бумажки, а города и села, заводы и фабрики, больницы и прочие экономические и гражданские объекты, которые были возведены в годы той власти, которая сейчас обвиняется во всех смертных грехах. И тем самым, все, что было сделано, как - будто не имело места. Тогда откуда все это появилось?

И почему те люди, которые все это строили, сегодня называются – «захватчиками» или «мутантами», в зависимости от своей национальной принадлежности и верности тем идеалам братства народов, которые помогли поднять Молдову на тот уровень, о котором соседняя Румыния, не могла даже мечтать.

Молдова сейчас, тоже живет за счет поддержки и дотаций, только идут они не на развитие страны, а на затыкание дыр от неумения вести хозяйство, поскольку вести его – некому.  Нынешние политики больше заняты склоками между собой, чем озабочены судьбой своей страны.  Такое чувство, что главная их цель - пробиться к кормушке. Для себя и своих близких. Иначе бы мы не видели того, что происходит. Не видели бы этой взаимной ненависти друг к другу, не видели бы такого негативного отношения к представителям других национальностей, причем – на государственном уровне.  Не видели бы такого одиозного охаивания всего, чего добилась Молдова за 45 лет.

А все началось с Народного фронта. Где сейчас его представители? Они граждане Румынии, не потому, что их кто-то здесь притеснял, а потому что их целью было добиться для себя лично каких-то благ, которые им гарантировало участие в акциях гонений на русскоязычное население республики.

В чем я вижу корень этого зла? В том, что не делами сейчас заняты все политики, а болтовней. А что производит болтовню – язык. Он то и есть корень зла. Причем язык этот имеет свое название. Единое для всех болтунов. Это – румынский язык. Язык, который не является по своей сути языком того коренного населения, которое в ней проживает. Не является той реальностью, которая бы требовала такого статуса, поскольку на румынском языке не говорила и не говорит  значительная часть населения этой страны, даже спустя почти 20лет после провозглашения Молдовой своей независимости.

И это связано не с нежеланием изучать румынский язык всем поголовно населением нашей страны, а с отсутствием такой необходимости. Почему я так говорю? Да потому что я проживаю в этой стране всю свою жизнь и знаю, как обстоят дела.

Коренные молдаване говорят на молдавском, а не на румынском. А эти языки отличаются друг от друга.  С тем, что многие молдаване не понимают официальных документов, изложенных на румынском языке, я уже неоднократно сталкивалась. Мне, русской, легче порой понять то, что написано на румынском (я владею французским и испанским, учила в школе молдавский, но он мне не дает возможность - понять), но не молдаванину, который знает только свой язык и русский. В Молдове, до провозглашения ею независимости, не было ни одного человека, который бы не владел русским.

А это значит, что румынским языком на нормальном уровне (т.е. – грамотным румынским, который позволяет не просто общаться на бытовом уровне, а дает возможность овладевать профессией и дает право работать в гос. учреждениях), в полной мере владеет только незначительная кучка населения, т.е. те, кто по своему рождению не являются коренными жителями Молдовы (они также, как и когда-то русские, приехали в эту страну, когда она входила в состав Румынии), а также те, кто имеет возможность учиться в молдавских или румынских ВУЗах.

Те же, кто не имеет этой возможности, находятся в таком же положении, как и те, кто румынский знает плохо, либо вообще им не владеет.  Уровень преподавания румынского языка до сих пор не может компенсировать тех проблем, которые неизбежно возникают, если язык не востребован. Он, просто напросто, не усваивается.

А что это значит? А значит это только то, что эти люди лишены права занимать государственные должности, а значит, лишены права участвовать в управлении своей страной.  О каких правах граждан в этом случае можно говорить? О какой демократии, которая со всех трибун звучит, как программный лозунг?

Молдова, благодаря тем историческим факторам, и тем реалиям, которые в ней сложились, в принципе, не может приравниваться к тем, странам, где демократия строилась на одном государственном языке.  И таким примеров, аналогичных нашему,  в мире предостаточно. Взять ту же Швейцарию или Канаду, страны, где проблема языка не стоит, поскольку она правильно решена, что не мешает, а напротив, помогает развитию страны.

Однако, в Молдове, похоже, об этом напрочь забывают все политики и продолжают делать все, чтобы не дать эту проблему решить, тем самым, постоянно подпитывая тот хаос, который никогда не закончиться, если не будет решена эта, главная, проблема. 

Страна, в которой равными правами не обладают все ее граждане, не может называться демократической страной. И никакие денежные вливания, никакие обучающие программы, никакая помощь не смогут дать эффекта до тех пор, пока не будет решена эта главная проблема.

Чтобы решить проблему, ее нужно не создавать, а решать так, как этого требует реальная жизнь.

Сейчас одной из главных наших проблем, которой озабочен весь мир, стала проблема Приднестровья. Но и эта проблема, имеет те же самые корни. Это тоже проблема государственного языка. Она то и возникла на этой почве, все остальное, началось потом.

И мне невдомек, почему политики всех стран, которые пытаются помочь в разрешении проблемы Приднестровья до сих пор этого не поняли. Или быть может, не хотят понять? Все занимаются экономическими вопросами, прочими проблемами и проблемками, которые вызывает такая ситуация, но главной проблемы, как будто не замечают.

Сейчас остро встал вопрос о том, что Молдова, в очередной раз может потерять свою независимость.  Прошлогодние события 7 апреля (разгром Парламента и последующая за этим смена власти),   подтверждают, что ситуация достигла своего апогея.  Новые политики уже всерьез поднимают вопрос о лишении Молдовой своей государственности. И неважно, как они на этот раз пытаются оправдать свои действия, какими фразами они это все прикрывают.

Ясно, одно. Цыплят по осени считают. Так и тут. Если этим новым политикам удастся этот кульбит, то молдаване просто напросто лишатся всего, что было достигнуто за столько лет нормальной жизни и снова станут теми же бесправными холопами, какими они были во времена, когда Молдова входила в состав Румынии, как государства. И никакая Европа их от этого не спасет. Они просто получать более легкую возможность выехать из страны и стать холопами в других государствах мира. Рассчитывать на полноправное положение граждан своей страны им не светит.

Что касается других граждан, пока еще независимого государства – Молдова, то им останется либо примириться со своим бесправным положением, либо бороться изо дня в день, доказывая, что ты имеешь на что-то право. Либо вовсе покинуть эту страну (нам, русским, это уже предлагалось с самого начала – лозунг «чемодан, вокзал, Россия»).

Уже двадцать лет это и происходит. Те, кто понял, к чему все это может привести, уехали не в дальнее зарубежье, а остались на своей земле, земле своих предков, тех, кто все свои силы вложил не в Россию, а в эту страну.  Остались в Приднестровье, потому что не видят себя холопами кого бы то ни было. И не могут принять того, что сейчас здесь происходит. Не могут и не хотят подвергать опасности своих детей.

Многие граждане нашей страны, независимо от национальной принадлежности, разъехались по всем краям и весям, на заработки. Не в силах вынести экономических тягот, да и просто из-за отсутствия возможности заработать на жизнь себе и своим детям. Некоторые уехали навсегда, потеряв веру в то, что что-то может измениться к лучшему.

Я не уезжала лишь только потому, что имела возможность нормально зарабатывать на жизнь, не прибегая к поддержке государства. Даже тогда, когда стала инвалидом в результате перенесенной болезни. Именно эта борьба с экономическими трудностями помешала мне взглянуть открыто в лицо тех событий, которые привели нашу страну к такому плачевному результату.  Я спрятала голову, как страус, но жизнь заставила меня поднять голову и взглянуть ей в лицо.

Сейчас, когда ситуация для меня обострилась до такой степени, что уже просто делать вид, что ничего не происходит, невозможно, я поняла, что выбор у меня есть – либо бороться за свою страну и помочь ей встать на ноги, либо покинуть ее навсегда.  Но память о моем отце не оставляет мне выбора. И пока у меня есть возможность что-то сделать, я не могу ее проигнорировать.

Мне кажется, настало время, чтобы мы, все те, кто считает себя гражданами Молдовы, и кто не покинул до сих пор страну, наконец-то поняли, к чему приведет наше равнодушие и отстраненность от политики, наше ложное понимание своих прав и обязанностей, как граждан государства, в котором мы, пока еще, живем.

Дорогие мои соотечественники - молдаване, русские, гагаузы, украинцы, евреи и представители других национальностей! Для меня нет различий, кто из вас есть кто по национальному признаку. Мы все – граждане Молдовы, нас всех объединяет одно – мы с Вами живем в одной стране, мы все ее граждане. Мы все с вами равны.

Я,  человек далекий от политики. Не принадлежу ни к какой из партий, зарегистрированных в моей стране, Молдове. Но, как человек, чья судьба зависит от того, как в этой стране функционирует государство, как оно защищает интересы своих граждан, причем, независимо от их национальной принадлежности или любой другой отличительной черты - по возрасту, статусу или положению, в котором он оказался,  я не могу и не желаю больше стоять в стороне и просто наблюдать за процессом. И вас я призываю к этому.

Цель создания моего блога, помочь себе и тем, кто никогда раньше не был активным членом общества, стать таковым. Не жить с закрытыми глазами, а научиться - видеть и слышать, научиться владеть теми правами, которые у него есть и, тем самым, способствовать улучшению ситуации в своей стране для будущих поколений - своих детей и внуков. 

Единственное правило, которое я для себя установила, а также призываю следовать ему и тех, кто захочет оставить свой комментарий в моем блоге -  это запрет на оскорбления в адрес любого человека или органа власти,  кого бы не касалась та или иная тема, которая здесь будет освещаться.  Какие бы нарушения не привели вас в состояние неуравновешенности. Эмоции – плохой советчик. Они деструктивны. Именно на этом строится вся вековая история зла.

Этот блог не создан для того, чтобы смаковать негатив. Он создан для того, чтобы была возможность найти выход из любой ситуации. Даже самой тупиковой, используя законные методы и возможности открытого доступа к информации.

А для этого я планирую публиковать здесь ссылки на официальные ресурсы, которые содержат законодательные акты, а также приводить те комментарии и аргументы, которые могут помочь их понять и ими пользоваться.


Как дальше будет развиваться мой блог, покажет время.