20 января, 2012

Всем горячим головам Молдовы. Всем идеологам оппозиционных партий. Всем технологам по революционным действам. Всем мудрым вождям / Блоги / eNews

Всем горячим головам Молдовы. Всем идеологам оппозиционных партий. Всем технологам по революционным действам. Всем мудрым вождям / Блоги / eNews

Если вам было интересно, и вы хотите получать информацию о новых сообщениях, не забудьте подписаться на мой блог.

Язык, политика и экономика

В продолжение темы Современный геноцид молдавского народа.

Все началось с языка.

Наверное, только в Молдове мог возникнуть такой прецедент, когда всех ее граждан в один день вдруг обязали разговаривать и писать на том языке, которому никого не обучали. Как такое могло произойти, читайте дальше, а не торопитесь оспаривать эту фразу.

А теперь представьте себе, что работоспособное население, люди, получившие специальное образование на другом языке, должны начать осуществлять свою деятельность (профессиональную), на языке, которого они не знают.

Сколько понадобиться времени чтобы заново выучить язык, заново переучиться по своей специальности, чтобы начать полноценно работать?

Им не хватит своей жизни. А это значит, что эти люди уже выброшены за борт. Большинство работоспособного населения.

Зачем далеко ходить за примерами. Сравним только общепринятые нормы в мировом сообществе.

Те, кто получил образование в России или той же Молдове, переехав в другую страну, с другим языком, обязаны переучиваться, их дипломы недействительны в той стране, куда они переехали. И это связано с языком, а не с их профессиональными качествами и уровнем образования.

Могут ли эти люди реализовать себя в полной мере и быть полезными обществу?

Вопрос риторический.

Единственное на что они могут рассчитывать, на неквалифицированный труд, для которого не требуется глубокого знания языка. Единственное исключение составляют те, чья профессия изначально основана на общепринятых терминах.

Но это отдельные люди, которые сами выбрали для себя такой путь.

Выбирали ли граждане Молдовы себе в качестве единственного государственного языка молдавский (не подозревая, что он станет румынским) осознанно? Я думаю, что вряд ли кто-то тогда понимал, когда принимал эту статью Конституции, куда это может привести страну.

В Конституции государственным языком является молдавский. При этом есть существенная оговорка, что он существует на латинице.

Как могло так случиться, что в Конституции у него появилась иная письменность? Всегда, во все времена, молдавский письменный язык существовал на кириллице.

Уже то, что название языка изменило свое название, превратившись в румынский, наверное, логичная закономерность. В реальности, самым близким к молдавскому на кириллице, но с латинской графикой, языком, является румынский. Молдавского с латинской графикой в природе не существует. Знали ли об этом  те, кто принимал Конституцию в таком ее абсурдном варианте? 99% - не знало.

Но я очень хорошо помню, с каким энтузиазмом было воспринято мной (не берусь судить обо всех)  признание того факта, что мы, все граждане Молдовы должны знать получше молдавский язык, который любой из нас изучал в школе, но, практически, не использовал, так как нужды в этом не было.

Когда я столкнулась с проблемой изучения языка на профессиональной основе, я поняла, что учить мне придется не молдавский, а румынский. Хотя по-прежнему, мне лично, это знание ничего бы не дало. Мне пришлось бы заново изучать искусствоведение, но уже - в Румынии. И, при этом, его не использовать.

Румынским на момент введения его в качестве государственного языка (не закрепленного, кстати, законодательно) владели румыны, проживающие в Молдове (2,2 %, согласно переписи населения на тот период). Молдаване, в своем большинстве, понимали русский даже лучше, чем свой родной язык, когда дело касалось бизнеса, а не бытового языка.

Для чего понадобилось переименовать молдавский язык в румынский? Наверное, для того, чтобы те единицы, которые владели этим языком, получили приоритетное право управлять страной и занимать все государственные посты в ней. Ведь правом занимать государственные должности обладает лишь тот, кто владеет государственным языком.

Все остальные должны были учиться, учиться и учиться. Забыть про работу и учить государственный язык. Работать и участвовать в управлении своей страной они уже не имели права, да и не могли. Поэтому, задекларированные права в Конституции, были изначально попраны.

В такой многонациональной стране, как Молдова, государственный язык - это корень, из которого произрастает само дерево.И те, кто поддерживал и проводил такую языковую политику, прекрасно это понимали и рубили под корень. А те, кто им в этом помогали, даже сами не подозревали об этом. Да и сейчас мало кто понимает важность этой проблемы, иначе бы она была давно ликвидирована.

Отток специалистов из Молдовы произошел в основном и по этой причине.

Но почему в таком случае бизнес в Молдове продолжает существовать? Казалось бы, в таких условиях бизнес в Молдове давным-давно бы умер. Ведь для того, чтобы заниматься бизнесом, мало уметь разговаривать, нужно обладать знаниями и уметь работать.

Бизнес в Молдове до сих пор функционирует, не благодаря государственному языку, а вопреки ему. Делать переводы документации для госструктур все уже давно привыкли, приспособились, неся при этом, дополнительные затраты. То же самое касается рекламы, без которой бизнес не может жить. Все рекламные объявления выходят на двух языках - румынском и языке общенационального общения, русском, который помогает всем не только общаться, но и вести дела, который понимают все, но который так и не приобрел статуса государственного.

 Те специалисты, которые еще остались в Молдове, не владеющие румынским языком, работают как и работали (в частных структурах), общаясь на том языке, между собой и своими партнерами, на котором могут понять друг друга. Для бизнеса главное - понимание, и язык, когда речь идет о бизнесе, дело второстепенное.

Но может ли бизнес полноценно работать, если у него нет никаких рычагов влияния на власть? Не может, кроме случаев, когда в ход пускается язык, понятный всем - язык денежных знаков.

Вот и судите сами, кому и зачем было нужно делать ставку на язык.

Кстати, возникновение Приднестровья, как государства в государстве,  точно также, как и отсоединении в автономию Гагаузии, начались именно с придания молдавскому (румынскому) языку статуса единственного государственного языка Молдовы.

И призывы и действия малочисленной группы населения, узурпировавшей власть, направленные на объединение с Румынией, это естественный ход развития той политики, которая началась с придания статуса  государственного языка единственному языку, румынскому, в такой многонациональной стране, как Молдова.

Естественно, раз государственный язык румынский, то и государство должно называться Румынией, не так ли? Вроде бы все логично. Но что это за логика, которая лишает суверенитета страну и лишает прав ее граждан?

Можно ли стоять в стороне от всего этого? Наверное, можно. Но ПОНИМАЯ, а не заблуждаясь.

Те, кто покинул Молдову, понимали уже тогда, к чему все это приведет. Те, кто остались жить в ней, должны понять: ты или за Молдову, или за то, чтобы ее не было. Вариантов других нет. И решение этого вопроса может быть только через принятие в качестве государственного не одного, а нескольких языков. Тех, на которых говорят граждане Молдовы. По такому принципу существует Швейцария, Канада, другие страны. И никто не посягает на их государственность. И люди живут, как люди. И имеют равные права. И государства эти процветают.

Наверное,  человеку, далекому от политики (не задумывающемуся о том, как все эти ее переплетения сказываются на его каждодневной, собственной жизни) и вообще далекому от проблем, которые сейчас переживают все граждане Молдовы, такая тема не покажется интересной и он эту мою статью читать не станет.

К сожалению, мало людей задумываются о том, что их лично в данный момент не касается. Какое-то время, я тоже так же, как и они, старалась об этом не думать. Закрыть глаза и просто жить. И какое-то время у меня получалось - жить, как на необитаемом острове.

Но остров, на котором мы все живем во вселенной, Земля, обитаем. И живу на нем не только я. Не только каждый в отдельности живет так, как ему бы хотелось. И любое действие, предпринимаемое кем-то, всегда отзывается на тех, кто рядом. И те, кто просто закрывает глаза, все равно продолжают жить в той среде, от которой попытался отгородиться. Все равно эта среда заставит проснуться, хочешь ты или нет. Она заставит жить по тем правилам, которые в ней установятся с твоего личного согласия (или несогласия) на это.

Так не лучше ли открыть глаза, проснуться, чтобы не стать жертвой? Очередной жертвой своего сна наяву?


Если вам было интересно, и вы хотите получать информацию о новых сообщениях, не забудьте подписаться на мой блог.